Укажите причины, по которым Вы не пользуетесь услугами "Кабинета налогоплательщика"?




 

Быстрый поиск в разделе

История налоговой службы Кыргызской Республики

 

Налоговая служба республики, как самостоятельное ведомство, была создана в 1990 году постановлением Правительства Кыргызской Республики, что стало отправной точкой отсчета в истории налоговой службы нашей страны. До этого ее функции выполняли финансовые органы, на которые в настоящее время возложены вопросы планирования и исполнения бюджета.

   Кадровый состав Налоговой службы и ее структурных подразделений был сформирован из опытных финансистов, имеющих богатую практику контрольной деятельности. Они внесли весомый вклад в формирование и развитие налоговой службы.

В 1994 году ведомство было преобразовано в Государственную налоговую инспекцию при Министерстве финансов Кыргызской Республики. В 2005 году ГНИ было передано под непосредственное подчинение Правительства КР. Еще через два года инспекция преобразована в Государственный комитет КР по налогам и сборам. А в 2010 году Комитет переименован в Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики.

Сегодня Государственная налоговая служба Кыргызской Республики является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим сбор налогов, страховых взносов и иных платежей в бюджет и контроль за полнотой и своевременностью их уплаты.

Помимо этого, в число основных задач ГНС входят предоставление качественных налоговых услуг налогоплательщикам, улучшение организации деятельности органов налоговой службы, совершенствование налогового законодательства и законодательства по социальному страхованию.

В настоящее время система Государственной налоговой службы КР состоит из Центрального аппарата и 60 территориальных налоговых управлений по всей республике, где трудятся более 2,5 тысяч высококвалифицированных сотрудников.

За последние годы Служба заметно эволюционировала по качеству и перечню предоставляемых услуг населению. Внедряются новые технологии и подходы в работе с налогоплательщиками, автоматизируется рабочий процесс налогового администрирования. 

На систематической основе реализуется антикоррупционная политика, направленная на искоренение коррупции и выявление их источников, а также нейтрализацию факторов, создающих условия для проявления и роста коррупции. Работает «телефон доверия» для отзывов о деятельности Налоговой службы. Также активизирована работа с общественными организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции. Все это в комплексе является эффективной профилактикой коррупционных проявлений в налоговой системе.

 

Законодательная база

Государственная налоговая служба и ее структурные территориальные подразделения в своей деятельности руководствуются Конституцией, Налоговым кодексом, законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, решениями органов государственной власти по налоговым вопросам.

При характеристике правовой основы деятельности Государственной налоговой службы пакет нормативных актов можно представить двумя блоками: первый включает в себя законы и подзаконные акты, определяющие порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы налогообложения и т.д.; второй состоит из законов по конкретным видам налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

Закон Кыргызской Республики от 6 марта 1992 года «О государственной налоговой службе» относится к первому блоку нормативно-правовых актов.

Фактически это первый закон, определивший задачи и структуру Государственной налоговой службы в условиях начинавшихся тогда рыночных реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Здесь же предусматривается ответственность должностных лиц государственных налоговых инспекций за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, несоблюдение установленной законодательством коммерческой тайны и т.д. Также освещены организация управления органами государственной налоговой службы, правовая и социальная защита работников государственной налоговой службы.

Большое количество новшеств в налоговое законодательство внес закон КР «Об основах Налоговой системы в КР» от 14 апреля 1994 года. Здесь впервые на законодательном уровне определено понятие налога и налоговой системы.

Закон «Об основах налоговой системы» раскрывает понятие «плательщик налога», определяет налоговые льготы и общий порядок уплаты налогов, регулирует другие аспекты налоговых отношений.

Особого внимания заслуживает представленный в законе перечень налогов, взимаемых на территории Кыргызской Республики.

В 1996 году был принят первый Налоговый кодекс Кыргызской Республики. Именно в Кыргызстане налоговое законодательство появилось, опережая многие бывшие союзные республики.

С 1 января 2009 года введена новая редакция Налогового кодекса КР. В новом Налоговом кодексе сокращено количество налогов - с 16 видов до 8 (были установлены 6 общегосударственных налогов и 2 местных налога, а также с целью упрощения налогообложения для субъектов малого предпринимательства были введены специальные налоговые режимы). Ставка НДС снижена с 20 до 12 процентов. Также значительно снижены ставки налога на прибыль, подоходного налога (с 30% до 10%), максимальная ставка налога на нерезидентов (с 30 до 10%).

Налоговый кодекс постоянно совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями и потребностями времени. Изменения и дополнения, вносимые в Кодекс, направлены на создание эффективной системы налогообложения, удобной для уплаты налогов и  представления отчетности налогоплательщиками, а также обеспечения налоговых поступлений в доходную часть бюджета страны.

В 2015 и 2016 годах внесен ряд новых поправок в Налоговый кодекс в связи с присоединением Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу.

 

Сбор налогов

Одной из основных задач Налоговой службы является пополнение государственного бюджета за счет поступления налоговых и других платежей. Реформы, проводимые в налоговой системе республики, позволили качественно улучшить налоговое администрирование, что сказалось и на сборе налогов, сумма поступлений которых ежегодно растет.

Так, если в 1990 году было собрано 11,3 млн сомов налогов, в 1995 году – 2,4 млрд сомов, то в 2000 году эти цифры составили 5,5 млрд сомов, в 2005 году – 8,7 млрд сомов, а в 2010 году – 26,3 млрд сомов. В 2014 году собрано 42,2 млрд сомов, в 2015 году - более 50 млрд сомов, в 2016 году – 67,5 млрд сомов налогов.

Таким образом, за последние 20 лет налоговые сборы возросли в 25 раз.

 

Реформирование и модернизация налоговой службы

После введения в действие в 2009 году новой редакции Налогового кодекса, одновременно с реформой нормативной базы началась модернизация налоговой службы.

Ведь стратегической целью налоговой политики является создание в Кыргызской Республике стабильной налоговой системы, которая обеспечит рост поступлений доходов в бюджет – с одной стороны, с другой – позволит снизить административное налоговое бремя и создаст необходимые условия для уплаты налога. Этого можно достичь путем реформирования системы управления и внедрения новых методов администрирования.

Для эффективного продолжения реформы налогового администрирования и модернизации налоговой службы была принята Стратегия на 2012–2014 годы, затем - на 2015-2017 годы. Налоговой службе удалось реализовать поставленные в документе цели, добившись повышения эффективности деятельности ГНС, развития клиентоориентированности, увеличить потенциал собираемости налогов.

В рамках проекта по модернизации налогового администрирования, осуществленного при поддержке Азиатского банка развития (АБР), был внедрен комплекс базовых модулей Информационная система налогового администрирования Кыргызстана (ИСНАК), обновлена инфраструктура налоговой службы.

В результате модернизации организационной структуры ведомства осуществлен переход на функциональный принцип работы. Автоматизирован рабочий процесс налогового администрирования, созданы новые виды сервисных услуг для налогоплательщиков, в том числе Call-центр, сайт – www.sti.gov.kg, а также Сервисные центры, работающие по принципу «Единого окна» по обслуживанию налогоплательщиков.

Внедрены новые инструменты, упрощающие процедуру исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. В частности, действует система электронной подачи налоговой отчетности как с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), так и без ее применения через сайт ГНС совершенно бесплатно.

Все больше налогоплательщиков пользуются услугой по уплате налогов с использованием инновационных способов оплаты налогов, используя платежные и POS терминалы, а также системы интернет-платежей (интернет и мобильный банкинг, электронные платежи).

Эти и другие налоговые услуги подняли работу ГНС на качественно новый уровень, расширив аналитические возможности службы и автоматизировав обмен данными с другими министерствами и ведомствами в рамках Электронного Правительства.

По результатам исследования "Оценка налогоплательщиками мероприятий реформирования и модернизации налогового администрирования", проведенного в 2013 году независимым институтом, более 61% налогоплательщиков ощутили проводимые за последние 5 лет реформы в ГНС. Согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса», по Кыргызстану в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 35 позиций был улучшен индикатор «Налогообложение».

Налоговая служба и впредь будет поддерживать этот курс, направленный на создание максимально благоприятных условий для налогоплательщиков, быть верными принципу «налоговая служба – во благо налогоплательщика». С этой целью перед сотрудниками ГНС поставлена задача постоянно совершенствовать свою работу для оказания налогоплательщикам качественных и современных услуг на высоком уровне.

Так, одной из новых современных услуг ГНС является Call-центр по номеру 1240.

Call-центр ГНС – это информационно-справочная служба по обслуживанию налогоплательщиков для предоставления достоверной и оперативной информации в области налогового законодательства. Служба призвана оказывать качественные услуги по разъяснению и содействию налогоплательщикам в применении норм налогового законодательства, оперативно предоставлять различного рода справочную информацию о деятельности налоговой службы, а также повышать налоговую грамотность и информированность налогоплательщиков в налоговых вопросах.

Отметим, что звонки бесплатны для абонентов Кыргызтелекома, а с мобильных телефонов – согласно тарифам сотовых операторов.

Другой новый успешно работающий сервис ГНС - «Единое окно».

Он был внедрен в целях повышения эффективности работы с налогоплательщиками, максимального исключения прямых контактов граждан с налоговиками в налоговых органах.

В «Едином окне» осуществляются процедуры регистрации налогоплательщиков, прием деклараций и отчетов, выдача патентов, счетов-фактур по НДС, разного вида справок и многие другие услуги.  Это место, где со стороны ГНС предоставляется весь комплекс налоговых услуг гражданам и налогоплательщикам, что облегчает и существенно сокращает время по исполнению налоговых обязательств.

Еще один сервис ГНС - сайт www.sti.gov.kg.

Этот сайт позволяет налогоплательщикам и всем заинтересованным посетителям сайта получать самые свежие новости в сфере налогообложения, знакомиться с различными объявлениями и другими информационными материалами, которые постоянно обновляются. Одним словом, быть в курсе налоговых событий.

В частности, на интернет портале размещена информация справочного характера о порядке обращения граждан, наличии вакантных мест и условиях приема на службу, информационной политике налоговой службы и др.

Также предусмотрен ряд онлайн услуг, которые дают возможность налогоплательщикам проверить свой ИНН и регистрацию как налогоплательщика. Можно воспользоваться калькулятором по исчислению налога на имущество. Работает сервис поиска акцизной марки, движения счетов-фактур, проверки их на достоверность. У налогоплательщика есть возможность узнать, действительно ли инспектор получил предписание на проверку.

Кроме того, на сайте предусмотрен «Личный кабинет налогоплательщика», посетив который любой налогоплательщик сможет получить консультацию и информацию о своей задолженности или переплате по налогам и пр. Данный  сервис, наряду с услугой электронной подачи налоговой отчетности, позволяет сократить контакты с работниками налоговой службы, а также сэкономить время.

Сайт стал очень популярным, о чем говорят цифры статистики. С момента запуска сайта – с 2012 года, число уникальных посещений перевалило за десять миллионов.

Электронная подача налоговой отчетности – еще одна из новых услуг Налоговой службы.

Эта система в ГНС действует с 2010 года. Налоговую отчетность в электронном виде можно подать как с применением электронной подписи (ЭП) через специализированного оператора сервиса, так и без ЭП. Это позволяет налогоплательщикам бесплатно подавать налоговую отчетность через веб-сайт ГНС в упрощенной форме посредством логин-пароль авторизации.

Преимуществ электронной налоговой отчетности много. Одно из них – отсутствие необходимости посещения налоговой службы, что значительно экономит время, так как не нужно стоять в очередях. Отчет можно сдать, сидя в офисе или дома. Кроме того, электронная отчетность минимизирует ошибки, возникающие при заполнении или обработке налоговых отчетов в процессе ручной обработки.

Кстати, налогоплательщик при пользовании услуги «Электронное предоставление налоговой отчетности» автоматически получит доступ к сервису «Кабинет налогоплательщика».

Инновационные методы уплаты налогов. В настоящее время граждане страны могут уплатить налоги через периферийные устройства – интернет-банкинг, платежные карты, электронный кошелек, веб-кассы, платежные и POS терминалы – в  любой день и в любое время суток. Через них можно уплатить нескольких разновидностей налогов, включая налог на недвижимое и движимое имущество, за патент, а также земельный и подоходный налоги.

Уплата налогов с использованием таких инновационных технологий осуществляется в рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики и Стратегии развития Государственной налоговой службы КР в целях увеличения безналичных платежей и упрощения процедуры уплаты налогов в стране, а также обеспечения максимальной прозрачности деятельности налоговых органов.

 

Налоговые проверки на основе рисков. Государственная налоговая служба Кыргызстана с 2010 года начала проводить проверки на основе анализа и наличия рисков неуплаты налогов. Внедрен специальный программный продукт, созданный на основе опыта ведущих стран Европы и СНГ. Компьютерная программа позволяет отобрать налогоплательщиков с самым высоким уровнем риска для налогового контроля. Это обеспечивает беспристрастность, избавляет от субъективного подхода и коррупционных возможностей, ограждает добросовестных налогоплательщиков от необоснованных проверок.

ГНС постоянно проводит тщательный анализ по отраслям, где присутствует наибольшая вероятность фактора риска неуплаты налогов. По результатам принимаются соответствующие решения о проведении налогового контроля.

Также в конце 2014 года (в рамках реализации проекта Азиатского банка развития по модернизации налоговой службы) была завершена работа в части расширения функциональных возможностей автоматизированной системы налогового контроля и распространения ее практически на весь процесс (рейдовый налоговый контроль, установление налогового поста, контрольный закуп, хронометражное обследование) с одновременным увеличением критериев оценки рисков.

ГНС за 29 лет своего существования стала одной из наиболее динамично развивающихся госструктур. От ее качественной работы зависит развитие государства в целом. Опыт и показатели роста внушают оптимизм – сборы налогов постоянно растут, улучшается имидж фискальной службы и налогового работника среди населения. А значит, имея необходимые средства в бюджете, государство сможет выполнять свои прямые обязанности – защита и социальная поддержка населения, медицинское обеспечение, образование, строительство дорог, школ и больниц, выплаты зарплат, пенсий и пособий.

Чем лучше работает Налоговая служба, тем лучше живет все государство.