Skip Navigation Links Новости ГНС

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

 

В Кыргызстане началась кампания по фискализации контрольно-кассовых машин

через PS . | июл 15, 2016


Государственная налоговая служба Кыргызской Республики начала внедрять систему контроля по учету денежных средств через фискализацию контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн на сервер Налоговой службы. Об этом на состоявшейся в Налоговой службе пресс-конференции для представителей СМИ заявили заместители председателя ведомства Октябрь Абдыкаимов и Кубанычбек Кумашов.

Руководство ГНС вкратце проинформировало журналистов о внедрении нового механизма применения контрольно-кассовых машин, этапах его внедрения, цели и задачах, ожидаемых результатах, после чего ответили на вопросы участников пресс-конференции. 

Как отметил О. Абдыкаимов, 15 июня 2016 года Правительство Кыргызской Республики приняло постановление «О мерах по внедрению механизма применения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в онлайн режиме», которое предполагает начало широкомасштабной реализации процесса фискализации контрольно-кассовых машин (далее - ККМ). Этим постановлением утверждены 4 документа, в том числе график по внедрению и применению субъектами контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн, а также перечень организаций и физических лиц, освобожденных от применения ККМ.

Внедрение механизма «ККМ онлайн» пройдет в четыре этапа и завершится в августе 2017 года. Оно охватит крупные точки торговли и услуг с площадью более 200 кв. м. в городах Бишкек и Ош (АЗС, кафе и супермаркеты), заканчивая мелкими точками торговли и услуг, расположенными на остальной территории страны.

По словам заместителей главы ГНС, фискализация ККМ даст возможность эффективно контролировать правильность и полноту производимых расчетов и уплату налогов, администрировать налоги за счет контроля через фискальные устройства в режиме онлайн передачи информации в базу данных налоговой службы. Внедрение нового механизма принесет ощутимые выгоды не только государству, но и добросовестным налогоплательщикам. Увеличатся налоговые сборы за счет легализации денежного оборота, будет создана прозрачная фискальная система, благоприятная конкурентная среда для налогоплательщиков, а также сократятся различные формы контроля (рейдовые и хронометражные проверки) в отношении добросовестных субъектов. Также новый механизм позволит обеспечить реализацию нормы законов в части повышения защиты прав потребителей.

О. Абдыкаимов и К. Кумашов также проинформировали, что ГНС инициирует проведение среди граждан стимулирующей лотереи для успешного внедрения ККМ с функцией передачи данных в онлайн режиме. Лотерея должна стимулировать граждан требовать контрольно-кассовые чеки при проведении денежных расчетов.

Отвечая на вопросы журналистов, представители ГНС сообщили, что большая часть применяющихся на сегодня ККМ может быть модернизирована. Замене подлежат только устаревшие модели контрольно-кассовых машин. 

Согласно примерным расчетам, модернизация ККМ обойдется в среднем от 60 до 100 долларов США, цены на новые ККМ колеблются в пределах от 170 до 350 долларов США, в зависимости от модели и функций.

«Это будут единичные затраты и никак не отразятся на стоимости реализуемых товаров и услуг», - заверили они.

Все ККМ, как действующие, так и новые, которые будут завозиться в Кыргызстан, должны будут соответствовать утвержденным единым техническим требованиям. 

Сегодня существующий механизм применения ККМ позволяет изменить данные, чтобы значительно снизить показатель реальной денежной выручки (согласно результатам проведенных рейдовых налоговых постов, от 14 до 90 процентов в крупных магазинах и от 2 до 8 раз в других торговых точках). А с внедрением нового механизма махинации станут невозможны, что позволит легализовать денежный оборот в этой сфере.

В случае нарушений при применении ККМ предусмотрены административные меры ответственности в виде штрафов в размере от 2 тысяч до 10 тысяч сомов в зависимости от характера нарушения. 

Что немаловажно, Центры технического обслуживания, которых сегодня насчитывается более десяти, будут обязаны предоставлять ККМ как в рассрочку, так и в аренду.

О функциях фискализации ККМ

Фискализация представляет собой обязательное применение специального контрольно-кассового аппарата, с которого будет оперативно передаваться информация о производимом расчете с населением во время торговых операций или оказании услуг. 

Технология основана на передаче информации с ККМ в онлайн режиме через телекоммуникационные связи. Онлайн передача информации будет осуществляться на Центр обработки данных ГНС, в функции которого будут входить хранение, обработка и передача данных. Полученные данные за каждый чек от ККМ Центр будет обрабатывать и передавать в базу данных ГНС. 

Этапы внедрения ККМ

Широкомасштабное внедрение новых «ККМ онлайн» будет осуществляться в четыре этапа, начиная с крупных точек торговли и услуг с площадью более 200 кв. м. в городах Бишкек и Ош (АЗС, кафе и супермаркеты) и заканчивая мелкими точками торговли и услуг, расположенными на остальной территории Кыргызской Республики.

Первый этап рассчитан на срок до 15 сентября текущего года, второй этап – до 1 декабря текущего года, третий – до 1 апреля 2017 года и четвертый этап - до августа 2017 года. 

На первом этапе ККМ будет внедряться в таких видах предпринимательской деятельности, как реализация горюче-смазочных материалов на автомобильных заправочных станциях (АЗС), причем процессом будут охвачены субъекты, осуществляющие деятельность как в Бишкеке и Оше, так и в других регионах. 

Медицинские услуги в стационарных помещениях с площадью свыше 150 кв. метров и услуги медицинских лабораторий, услуги общественного питания с количеством посадочных мест более 200 и/или с площадью свыше 300 кв. метров, услуги обменного бюро и др. на первом этапе фискализации коснутся только субъектов, осуществляющих деятельность в Бишкеке и Оше.

На втором этапе - реализация лекарственных средств в аптеках (повсеместно), реализация товаров в стационарных точках торговли с торговой площадью от 100 до 200 кв. метров (в Бишкеке и Оше), а также более 200 и 300 кв. м. (в регионах), реализация товаров и предоставление услуг в точках, расположенных в торговых центрах (в Бишкеке и Оше) и др.

Третий этап фискализации ККМ охватит вышеперечисленные виды деятельности в сфере торговли и общественного питания, но с площадью от 100 до 200 кв.м. (торговля) (в регионах республики), а также с количеством посадочных мест до 100 и площадью до 100 кв. м. (общественное питание) (в Бишкеке и Оше), с количеством посадочных мест от 100 до 200 и/или с площадью свыше 200 кв. метров (в регионах страны).

И на последнем, четвертом этапе, фискализация ККМ будет внедрена в таких сферах, как услуги платежных терминалов (повсеместно, включая Бишкек и Ош), услуги общественного питания с количеством посадочных мест до 100 (в регионах республики), а также другие виды экономической деятельности.

Проблемы применения ККМ сегодня

Существующий механизм контроля за применением ККМ не выполняет своей основной функции, то есть, не обеспечиваются полнота учета выручки субъекта от реализации товаров, услуг при расчетах с населением, не защищены права потребителей, по причине имеющейся возможности манипуляции с данными ККМ, многие субъекты не применяют ККМ (в том числе путем непробития чека), что позволяет недобросовестным налогоплательщикам занижать свою выручку.

Как следствие не допоступают налоговые доходы в бюджет страны, излишняя административная нагрузка на добросовестный бизнес,  значительные ресурсы ГНС отвлекаются на осуществление контроля за данной сферой, также сохраняется излишняя «контактная» форма контроля, увеличивающая риски коррупционной составляющей.

К примеру, по итогам 2015 года, в ходе рейдового контроля было установлено порядка 5 тысяч фактов неприменения ККМ (около 15% от проверенных субъектов). При этом по результатам установленных налоговых постов выручка увеличилась по отдельным торговым магазинам от 14 до 90%, а по субъектам общественного питания - от 2,2 до 8 раз.

О реализации в 2015 году проекта по фискализации ККМ

В 2015 году ГНС внедрила пилотный проект по фискализации контрольно-кассовых машин с функцией онлайн передачи данных в Налоговую службу, которое было проведено на территории города Бишкек и Чуйской области.

Тогда в проекте «ККМ онлайн режим» на добровольной основе приняли участие 35 субъектов предпринимательства - представители различных сфер видов деятельности, в том числе супермаркеты, АЗС, аптеки, медицинские лаборатории, диагностические центры, СТО, кафе, магазины и гостиницы.

Также в проекте были задействованы два оператора сотовой связи, посредством которых передавалась информация от ККМ на сервер ГНС.

План мероприятий по внедрению нового механизма применения ККМ

Государственная налоговая служба утвердила План мероприятий по реализации постановления Правительства КР по внедрению механизма применения ККМ с функцией передачи данных в онлайн режиме.

В соответствии с принятым Планом ГНС проведет мероприятия по широкомасштабному оповещению субъектов, осуществляющих экономическую деятельность с обязательным применением ККМ и население в целом, путем размещения соответствующей информации в СМИ, разработки памятки, постеров и информационных стендов. Кроме того, намечается проведение встреч, круглых столов, семинаров-совещаний с налогоплательщиками и заинтересованными сторонами.

Проведение стимулирующей лотереи

Кроме этого, ГНС в целях успешного внедрения ККМ с функцией передачи данных в онлайн режиме, обеспечения стимулирования граждан требовать контрольно-кассовые чеки при проведении денежных расчетов, осуществляемых при торговых операциях или оказании услуг посредством наличного или безналичного расчётов, инициирует проведение среди граждан стимулирующей лотереи.

Цель планируемой стимулирующей Лотереи - развитие гражданской активности и налоговой грамотности населения, воспитание правовой культуры граждан по вопросам защиты собственных интересов как потребителей товаров, работ и услуг, повышение налоговой, дисциплины среди налогоплательщиков в части применения ККМ, сокращение доли теневой экономики, стимулирование добросовестной конкуренции среди предпринимателей, а также увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет страны.

Перечень организаций, освобожденных от применения ККМ

Утвержден перечень организаций и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения осуществляют денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. 

В перечень физических лиц входят реализаторы газет и журналов, а также сопутствующих товаров, в газетно-журнальных киосках, ценных бумаг, лотерейных билетов вне стационарных помещений, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте, товаров и оказанию услуг на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений. Исключение составляют находящиеся на этих территориях магазины и павильоны площадью 20 кв. метров и свыше, другие аналогичные торговые места, в том числе реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов.

Без применения ККМ могут работать лица, занятые в разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами, продажей с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.). 

В перечне освобожденных субъектов - реализаторы чайной и другой продукции общественного питания (в пассажирских вагонах поездов), торговцы товарами народного потребления, продукцией растениеводства и цветоводства (в киосках и ларьках площадью до 7 кв. метров), торговцы пивом, квасом, молоком, растительными маслами и живой рыбой (из цистерн), а также овощами, фруктами и другой сельскохозяйственной продукцией (в розницу и с автомобиля).

Прием от населения стеклопосуды, утилизируемого сырья и металлолома, а также услуги индивидуального характера (гувернантки, няни, садовники, домработницы, репетиторы), услуги по дрессировке собак, по пастьбе скота, добыче россыпного золота индивидуальными старателями, убою скота, заготовке шкур и шерсти домашнего скота, упаковке товаров также могут осуществляться без применения ККМ.

Из организаций, освобожденных от применения ККМ, вошли коммерческие банки, лицензируемые Национальным банком КР, а также религиозные организации, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством КР, в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также оказания услуг по проведению ритуальных, религиозных обрядов и церемоний.

Пресс-служба ГНС


 



____________________________________________________________________________________

     

  









Calendar
Title and navigation
<<<Февраль 2017>>>
Февраль 2017
 ПВСЧПСВ
6303112345
76789101112
813141516171819
920212223242526
10272812345
116789101112

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player