Skip Navigation Links Новости ГНС

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

 

Налоги - синоним благополучия. Глава ГНС дал интервью газете «Слово Кыргызстана»

через PS . | окт 16, 2014


Председатель ГНС откровенно о налоговой культуре, теневой экономике и будущем в ТС…

На днях практически всё руководство Государственной налоговой службы (ГНС) при правительстве было задействовано в широкой акции кабмина «Министр на связи». Газета «Слово Кыргызстана» посетила председателя ГНС Замирбека ОСМОНОВА накануне, чтобы без лишней суеты задать высокому чиновнику свои вопросы, и составить не только портрет деятеля, ведающего одним из стратегически важных направлений в Кыргызстане: сбором налогов и наполнением бюджета, но и попытаться понять его личные и гражданские мотивы на этом посту. 

- Замирбек Бабакулович, вы – профессиональный налоговик, что называется, человек из системы и это большой плюс! Но, наверное, есть в этом и некоторые минусы: надо жестко наказывать «своих», если есть за что. Как справляетесь?

- Слов нет! Кроме того, что работа на этом посту – это огромный груз ответственности перед народом, перед страной, еще и почти ежедневно врагов себе наживаешь. Кто-то из них обижается на выговоры… 

Но у меня есть родители, которым я всем в жизни обязан и очень их уважаю, у меня четверо детей. И я хочу оставить для них свое доброе имя, поэтому буду работать честно. Несмотря ни на что!

Но вы верно отметили, я долго проработал в системе налоговых органов, прошел все ступени от рядового инспектора до заместителя руководителя службы. Был, в том числе, и статс-секретарем ГНС, для чего прошел серьезный конкурс… Так что многие в налоговых органах знают меня, и я многих знаю, потому чувствую, что коллектив (а это ни много ни мало свыше 2 тысяч 256 человек) мне в основном доверяет. 

Для себя я сразу решил, что первая и самая главная задача руководителя в любых обстоятельствах оставаться справедливым и объективным арбитром и заботиться о своих подчиненных. Этих правил и придерживаюсь. При любом назначении для меня решающий фактор – это профессионализм. И мне все равно – чей он родственник. 

Говоря о грузе ответственности перед страной по наполнению бюджета, честно признаюсь, мне эти мысли ни на один день расслабиться не дают! Но, слава Богу, за последние пять месяцев у нас наметилась стабилизация по исполнению плана по сбору налогов и платежей в бюджет. 

Я часто выезжаю в регионы и всякий раз на встрече с коллективами открыто говорю: «Вот ваш руководитель, и я при нем говорю - у меня нет, и не будет никаких личных финансовых взаимоотношений с ним! Если вас ваш начальник грузит, требует какую-то мзду, знайте - это не исходит от меня! Более того, я всячески готов пресекать такую практику, в том числе, применяя всю строгость закона. Меня волнует только выполнение государственного плана». И такая искренность работает!

- То есть, резюмируя ваши слова, можно сказать, что лучшая борьба с коррупцией – это личный пример?

- Абсолютно точно! Хотя этого недостаточно, чтобы одолеть коррупцию. Не секрет, что многие до сих пор идут работать в налоговые органы, думая, что здесь можно сделать «легкие деньги». Особенно это касается молодых, но, через год-два, они видят, что работа здесь сложная, ответственная, да еще и зарплата скромная. Многие уходят, нередко их «перекупает» частный сектор.

Досадно, когда уходят опытные и профессиональные сотрудники. Такие факты тоже имеют место. И их единственный аргумент – более высокая зарплата, противопоставить которому мне, к сожалению, нечего.

Сейчас при поддержке правительства мы начали разрабатывать бонусную систему, чтобы удержать настоящих профессионалов. Пусть вознаграждения таких специалистов, которые умеют найти налоговые нарушения, сокрытия, неплатежи и прочее, доказать их (а это не просто бывает!) станут официальными, как бонусы от правительства. И мы находим в этом плане поддержку у руководства страны, потому что это честнее, и это законно.

Я и на встречах с коллективом всем говорю: «Мы все – люди, у нас бывают проблемы, когда нужны деньги на свадьбы, похороны, на строительство дома, на учебу ребенку и т.д. Давайте обратимся к коммерческим банкам и попросим их выработать для нас льготную систему кредитования для поддержки наших сотрудников». Это реально, а главное такая услуга убережет налоговиков от необходимости идти на правонарушения, участвовать в коррупционных сговорах и сомнительных сделках с бизнесом.

Ну а в целом, по линии борьбы с коррупцией мы очень тесно сотрудничаем с Антикоррупционной службой ГКНБ, финансовой полицией, 5-ым управлением МВД. И определенные результаты этого сотрудничества уже есть. К примеру, в 2012-м было возбуждено 45 уголовных дел по обвинению сотрудников налоговых органов в коррупции, году в прошлом году - 27, в этом - только 7. За последние полгода был только один такой факт. 

Вот сейчас, например, группа работает с вопросником на рынке Дордой в Бишкеке, где предприниматели могут честно и анонимно рассказать нам, каково на их взгляд положение на рынке с налоговыми платежами, как ведут себя наши сотрудники, есть ли жалобы, предложения для ГНС? И эта работа тоже ведется для того, чтобы мы знали, какие еще проблемы мы упустили?

Я встречался по собственной инициативе с представителями Ассоциации молодых предпринимателей, в которую входит порядка 350 бизнесменов. И разговор с ними произвел на меня очень хорошее впечатление, я предложил им выдвинуть от себя представителя, которого готов на общественных началах сделать своим советником. Мы должны знать позицию бизнеса в области налогообложения, готовы рассмотреть реальные предложения по оптимизации работы налоговых органов.

- Хочу напомнить нашим читателям, что ГНС – одна из немногих государственных структур, у которых отлажено многолетнее и весьма эффективное взаимодействие с гражданским сектором и экспертным сообществом.  Это и сотрудничество с Палатой налоговых консультантов, которой уже больше 15 лет, действующая система сотрудничества с Общественным наблюдательным советом при ГНС…

- Да, вы верно отметили. Мы с удовольствием работаем, и будем сотрудничать со всеми, у кого хорошие намерения, кто хочет сделать все для развития нашей страны и совершенствования налоговой системы. Тем более что это помогает нам немного отстраниться от позиции налоговика, взглянуть на ту или иную проблему и со стороны бизнеса, налогоплательщика. У нашей службы, на самом деле, две основные задачи: это обеспечить исполнение налогового законодательства, а с другой стороны оказать полное содействие налогоплательщику и помочь ему исполнить свои налоговые обязательства.

- Вот как раз касательно исполнения налоговых обязательств, как у нас в стране обстоят с этим дела? И почему все эти годы говорят, что в Кыргызстане высокий уровень теневой экономики, несмотря на то, что у нас довольно либеральные налоги?

- Низкий уровень налоговой культуры в Кыргызстане – это, пожалуй, одна из самых злободневных проблем, я считаю.

Буквально на днях я общался с одним бизнесменом из ФРГ, он выходец из СНГ, давно там живет, у него свое дело. Он, к слову, не знал, что я председатель налоговой, когда мы с ним начали общаться, и я задал ему такой вопрос: «Почему несмотря на довольно серьезный кризис, Германия находиться в более или менее стабильном экономическом состоянии по сравнению с другими странами Евросоюза?». Знаете, что он мне ответил: «У нас очень четко работает налоговая система!». Он лично заплатил недавно штраф в налоговые органы в сумме несколько десятков тысяч евро, и только потому, что несколько лет назад сделал абсолютно механическую ошибку при заполнении налоговых отчетов. «От государства даже копейку, даже случайно сокрыть в Германии нельзя».

Теперь вы ответьте мне на такой вопрос: «Вы слышали когда-нибудь за 20 лет независимости Кыргызстана, чтобы у нас кого-то привлекли, посадили за неуплату налогов?».

- Нет.

- Вот и я ни одного такого дела не слышал за все годы, что тружусь в налоговой системе. А у нас что? Не скрывают налоги? Вряд ли…

Прошло, наверное, больше трех месяцев, как я написал письмо министру образования, в котором предложил ввести в обязательную школьную программу курс налоговой грамотности. Наши люди не понимают, что плохой уровень медицинской помощи, слабое образование, низкие зарплаты бюджетников – все эти проблемы из-за того, что в обществе не привита налоговая культура. Нет социальной ответственности у подавляющего большинства граждан. Они не осознают, что решать государственные задачи мы сможем, только возведя сам факт уплаты налогов в абсолютный и безусловный гражданский долг.

Налоги в Кыргызстане – это синоним благосостояния, почти 80 процентов бюджета у нас составляют налоговые сборы. У нас нет нефти, газа, и единственный весомый источник пополнения нашего бюджета – это налоги. 

Вот потому я считаю, что мы уже в школе должны четко разъяснять будущим гражданам, почему надо строго и четко исполнять свои налоговые обязательства всем, без исключения. Почему надо быть нетерпимыми к тем, кто нарушает налоговое законодательство. Кстати, в развитых странах нарушения в налоговой области – это особо тяжкое преступление.

Так что, если мы хотим жить в благополучной, развитой, безопасной и самодостаточной стране, мы должны быть добросовестными и щепетильными налогоплательщиками.

Время летит быстро и через 10 лет сегодняшний ученик 5-6 класса станет полноправным гражданином, а значит и налогоплательщиком. Мы сейчас должны растить патриотов, да ведь и кто-то из них потом придет работать к нам в налоговую службу. Но придет уже с осознанием важности своей роли…

- Вот вы сказали о громких делах в отношении нарушителей налоговых обязательств. Но, например, я не помню, чтобы налоговые органы вели столь же громкие пиар-компании, в которых увязывалось бы благополучие и налоговая обязательность и равенство перед налоговым законом всех граждан. Не кажется ли вам, что и такие разъяснительные акции работали бы на эти же цели, если бы стали систематичными в Кыргызстане?

- Абсолютно с вами согласен! У нас действительно не велось такой системной работы, к сожалению. Хотя общественная почва для успеха таких пиар-акций у нас просто отличная. Две революции последних лет ярко свидетельствуют об обостренном чувстве справедливости нашего народа. И эта характерная черта могла бы серьезно помочь нам, всему обществу добиться соблюдения законности, справедливости в исполнении налоговых обязательств, воспитании нетерпимости в отношении тех, кто уклоняется от уплаты налогов, скрывает свои доходы, прячет имущество. Такую работу в стране просто необходимо поставить на системной основе.

Но я бы сказал, что в ликвидации теневой экономики, повышении налоговой культуры должны быть задействованы не только налоговая службы и правительство, но и другие ветви власти. 

Вот, к примеру, местные кенеши имеют право устанавливать местные налоги, в том числе, земельный налог. Ставка его не повышалась у нас на протяжении двадцати лет. В среднем за один гектар орошаемой земли в бюджет поступает 300 сомов в год. Можно сказать, что налога у нас фактически на землю нет. Хотя в структуре ВВП сельское хозяйство занимает порядка 10-12 процентов, в потоке налоговых поступлений ставки настолько низки, что не приносят казне практически никаких доходов. 

Депутаты Жогорку Кенеша часто поднимают острые социальные проблемы, требуя строить школы, больницы, увеличивать пенсии и пособия, поддерживать другие социальные обязательства. И совершенно справедливо! Но никто из них не ответил на вопрос: «Из каких средств это делать?». Хотя, к примеру, у депутатов местных кенешей имеется право в три раза поднять ставку земельного налога. Но, они, по всей видимости, не хотят брать на себя эту ответственность…

Или другой пример, связанный с патентной системой уплаты налогов. Вы знаете, что те же рынки-гиганты работают по упрощенной патентной форме, просто приобретая патенты. 

По примерным подсчетам на Дордое трудиться около 20 тысяч предпринимателей, при этом за год мы получаем от них порядка 360 млн. сомов по патенту. Это крайне низкий показатель. 

Почему так? Патент предусматривает, что, если бизнесмен его приобретает, то он не обязан вести бухгалтерский учет. Хотя закон требует: если оборот бизнеса превышает порог в 4 млн. сомов, то налоговые органы не имеют права выдавать ему патент, то есть предприниматель обязан вести бухучет и платить все налоги по закону. Но, если он не ведет учета, то как мы – налоговые органы докажем, что его оборот уже превысил планку в 4 млн. сомов?

Когда в 1996 году вводилась патентная система, она призвана была решить проблему сбора налогов хотя бы по самому минимуму. Но сегодня патент откровенно тормозит экономическое развитие страны, хотя, конечно, вполне устраивает многих налогоплательщиков. Он уплатил две или пять тысяч сомов в бюджет, а крутит, возможно, сотнями миллионов…

Сейчас есть случаи, когда предприниматели, видя, что по патенту легко и выгодно работать, дробят свой бизнес и уходят в зону патентовых платежей, но бюджет при этом несет серьезные потери. Вот я упоминал о встрече с представителями Ассоциации молодых предпринимателей. И они тоже высказали свои предложения уйти от патентной системы, поскольку на практике столкнулись с тем, что обороты одинаковые, а один платит только небольшую сумму за патент, а другой, как ОсОО, - все виды налогов. Такое положение дел мешает развитию здоровой конкуренции, сохраняет неравные условия.

Но мы понимаем и то, что очень многие предприниматели, работающие в патентной зоне, имеют высокие риски. И налоговые органы не имеют право просто поставить их перед фактом: все завтра патенты отменяем! Нет. Правила «игры» со стороны государства должны быть понятными, честными и прозрачными.  А значит нам необходимо разработать комплексную и пошаговую программу ухода от патентной системы налогообложения. А сегодня патент – это еще одна причина сохранения высокой степени теневой экономики.

Экономисты не дадут соврать, когда я сделал свой анализ, чтобы выяснить, в каких государствах высок уровень теневого бизнеса, оказалось, - это страны, где сложное налоговое администрирование и высокие налоговые ставки.

У нас в Кыргызстане, как вы верно заметили, относительно низкие ставки налогов, да и их количество значительно меньше чем у соседей. Ну, например, в России НДС 18%, в Узбекистане, Таджикистане 18-20% (у нас – 12%), налог на прибыль у них в пределах 15-20%, у нас 10%, подоходный налог у нас 10% по плоской шкале (не прогрессивный, не зависящий от уровня доходов).

Однако для того, чтобы налогоплательщик мог исполнить свои обязательства легко, комфортно, государство должно создать для этого все условия.

Мы уже внедрили электронную подачу отчетности. И, если на первых порах надо было покупать ключ, требовалась электронная подпись, теперь для этого достаточно зайти на сайт налоговой службы. Теперь эта услуга бесплатна и такой отчет считается полноценным юридическим документом. 

У нас работает Call-центр по номеру 194 с 2012 года, где можно оперативно и бесплатно получить консультацию по налогообложению. В прошлом году такой услугой воспользовались свыше 19 тысяч человек, а за 9 месяцев этого года уже больше 30 тысяч.

В тридцати налоговых органах работают «единые окна» и теперь всю документацию и отчеты можно сдать быстро, в одном месте и практически без очередей. В самом оживленном месте в Бишкек, теперь есть и дежурный в таких центрах. Так что, даже если налогоплательщик попал во время обеденного перерыва, он все равно может выполнить свои операции по налогам без ожидания и задержек.

Мы практически изжили наличные расчеты предпринимателей по налогам. К примеру, для тех, кто работает по патенту, на рынке, достаточно приобрести дебитовую карточку, а ее банки выдают бесплатно, с суммой на ней примерно в две тысячи сомов. И он может посредством посттерминала оплатить налог прямо на месте, без уплаты наличными инспектору.

В отдаленных районах у нас практиковалась система уплаты налогов по форме квитанции 04, и там было много воровства, теперь мы отменили такую практику. Ведь почти во всех районах есть отделения банков, работают кассы «Кыргызпочтасы», платежные терминалы, так что контакты налоговиков с плательщиками сведены к минимуму

Кстати, эффект от этих новшеств мы почувствовали даже по рынкам Дордой и Карасуу. Если раньше инспектора просились туда работать, то за последние пять месяцев ни одной такой просьбы не поступало, а некоторые даже уволились оттуда.  Как ни странно, но это хороший показатель для нас…

- Не могу обойти вниманием ситуацию по вступлению нашей страны в Таможенный союз и ЕАЭС. Как измениться налоговая система Кыргызстана в связи с этим? И чего нам ждать, на ваш взгляд, от этого интеграционного союза?

- Я не думаю, что гармонизация именно налогового законодательства займет очень много времени. К примеру, у Казахстана на это ушло полтора года. Кстати, пока об изменении ставок национальных налогов речи не идет. 

Ну, а в целом, я жду от вступления нашей страны в Таможенный союз больше положительных, чем отрицательных новшеств. Мы, вступая в ТС, улучшаем экономическое положение страны на перспективу, - это очень важно. Мы получаем более чем 170 миллионный рынок, скорее всего, вливание в нашу экономику капиталов соседних стран, современных технологий, развития производства. Понятно, что некоторые цены на товары вырастут, но мы получим перспективы экономического развития, финансовую помощь для адаптации от партнеров. Надежных партнеров, хочу заметить! В целом я вижу больше плюсов, чем проблем. Главное, мы заложим хороший фундамент под свой экспортный потенциал. 

- Будем надеется! Спасибо за откровенную и информативную беседу.

Газета «Слово Кыргызстана»,

15.10.2014


____________________________________________________________________________________

     

  









Calendar
Title and navigation
<<<Февраль 2017>>>
Февраль 2017
 ПВСЧПСВ
6303112345
76789101112
813141516171819
920212223242526
10272812345
116789101112

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player